Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Статья – Суть цифровой трансформации
Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.
Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.
Цифровая трансформация может решить множество задач бизнеса. Рассмотрим основные преимущества, которые она дает.
Повышение эффективности работы организации является одним из первостепенных преимуществ цифровой трансформации. С ее помощью можно устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов, что позволяет снизить себестоимость продуктов и растет производительность.
Улучшение взаимодействия с клиентами – другое важное преимущество. Информационные технологии позволяют повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. Цифровая трансформация делает возможным создание новых сервисов, таких как онлайн-банкинг, службы доставки еды, маркетплейсы и агрегаторы такси. Благодаря цифровым технологиям клиенты могут получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что улучшает уровень сервиса и повышает конкурентоспособность компании.
Оптимизация управления является еще одним преимуществом цифровой трансформации. Автоматизированный сбор и анализ данных упрощает контроль за деятельностью предприятия, что позволяет оперативно принимать правильные решения.
Повышение конкурентоспособности компании – это главная цель цифровой трансформации. За счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, улучшения качества обслуживания клиентов и создания новых продуктов и решений компания может оперативно реагировать на изменения условий рынка и повышать свою конкурентоспособность.
Однако чтобы достичь этих преимуществ, компания должна быть готова к цифровой трансформации. Важным условием является цифровая зрелость, которая отражает готовность к digital-преобразованиям, наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Необходимо оценить уровень развития цифровой инфраструктуры компании, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Только соблюдая все условия цифровой трансформации можно достичь успеха.
Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.
Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.
Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.
DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.
Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.
В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.
Фото: freepik.com