Как открыть бизнес по франшизе?

Как открыть бизнес по франшизе?

Открыв собственное дело, вы можете обеспечить себе финансовую независимость, проявить свои управленческие таланты и получить выгодное вложение средств. Однако начинать бизнес с нуля довольно сложно и затратно. Здесь на помощь может прийти франшиза. Она позволяет купить готовый бизнес по уже известному бренду, что намного проще и дешевле, чем создавать свой бренд.

Франшиза позволяет покупателю (франчайзи) не только использовать известный бренд, но и получить поддержку от продавца франшизы (франчайзера). Это включает в себя технологии, производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя все труды по продвижению и рекламе. Основной принцип франчайзинга заключается в том, что крупная компания предоставляет частному предпринимателю возможность открыть бизнес под вывеской разрекламированного бренда.

Готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов открытия собственного дела. Больше 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать даже через 10 лет после открытия. В то время как самостоятельные неопытные бизнесмены в среднем терпят неудачу после 10 лет существования в 85% случаев. Это делает франшизу более привлекательной для начинающих предпринимателей.

Заметки на полях

Введение франчайзинга в бизнес практику было довольно давно. Ведь еще в 1851 году Исаак Зингер и корпорация General Motors использовали эту возможность для развития своего бизнеса. Что же такое франчайзинг? Это схема бизнеса, в которой владелец фирмы (франчайзер) предоставляет право другим фирмам (франчайзи) использовать свой бренд, товары и процессы производства.

Одним из первых воспользовался схемой франчайзинга Исаак Зингер. В 1851 году он начал продавать партнерам право на использование своего бренда в качестве дилеров. Так, он успешно расширил географию продаж и увеличил объемы производства.

Корпорация General Motors тоже применила эту модель в своем бизнесе. Они передали исключительные права по сбыту своей продукции дилерской фирме. Это дало возможность не только увеличить продажи, но и освободиться от непроизводительных задач, связанных с реализацией товаров.

Сегодня франчайзинг – широко распространенная практика в мира бизнеса. Она позволяет компаниям масштабировать бизнес, привлекать новых клиентов и дилеров, расширять географию продаж.

Фокусное взаимодействие между франчайзером и франчайзи включает в себя не только регулярные выплаты роялти, но и активное участие компании-продавца в бизнес-процессе и развитии нового предприятия. В поддержку розничных точек, франчайзер предоставляет маркетинговую помощь, обеспечивает обучение нового персонала, организует повышение их квалификации, разрабатывает акции, способствующие росту продаж. Консультации байеров делают возможным закупку товаров, которые будут пользоваться спросом. Кроме того, регулярное сотрудничество между франчайзером и франчайзи в области закупок и доставки товара предоставляет дополнительное сочетание взаимодействия.

Как и любой другой бизнес, окупаемость франшизы зависит от нескольких факторов. Однако, обычно, она приносит доход раньше, чем компания, созданная с нуля. В среднем со временем доходности готового бизнеса равны от двух до семи лет. Более того, прибыль предприятия, работающего по франшизе, является более стабильной, чем у начинающего бизнесмена, поскольку франчайзи до некоторой степени страхуется от трудностей, которые обычно встречаются на начальных этапах бизнеса.

Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы

Открытие бизнеса по франшизе может быть выгодным решением, но прежде чем вкладывать деньги в эту схему, необходимо изучить все ее преимущества и недостатки.

Плюсы:

  1. Простота системы. Подготовленный бизнес по франшизе отлично подходит тем, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Поскольку все схемы разработаны профессионалами и были проверены многократно, франчайзи не будет проходить через этапы учения на собственных ошибках.
  2. Известный бренд. Развитие торговой марки требует огромных затрат: иногда потребуется много лет, чтобы потребитель узнал бренд и начал ему доверять. Бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, выигравшего доверие покупателей.
  3. Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, предоставляет полную информацию по всем вопросам успешного ведения дел, включая организацию поставок, обслуживание, маркетинг и продвижение.
  4. Преимущества при кредитовании. Представители известных марок имеют больше шансов на получение кредитов, чем обычные индивидуальные предприниматели. Владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.

Минусы:

  1. Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей. Курс развития определяется владельцем бренда, который определяет и благосостояние франчайзера. В случае неудач франчайзера этот факт неминуемо отразится на всех поклонниках франшизы. Но в хорошие времена франчайзи могут разделять с владельцем бренда финансовый успех.
  2. Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен произвести два вида платежей: начальный паушальный взнос при подписании договора франчайзинга, а также выплаты роялти. Паушальный взнос составляет около 10% от общих инвестиций в зависимости от известности бренда и объема информации, передаваемой покупателю. Ежемесячный роялти обычно составляет около 6-7% от оборота компании-франчайзи и включает плату за маркетинговую кампанию.
  3. Обязательства. Новый партнер франчайзера обязан точно следовать условиям, предоставляемым брендом. Несоблюдение необходимого уровня сервиса может заставить франчайзера закрыть свой бизнес.

На сегодняшний день, согласно отчету Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается свыше 16,5 тысячи франчайзеров, при этом количество франчайзи перевалило за отметку в 1,2 миллиона. Некоторые крупные компании могут похвастаться наличием более 1000 партнеров-франчайзи в своем кармане, по данным портала "Русский Франчайзинг" (https://rusfranch.ru/).

Начинаем делать бизнес по франшизе: с чего начать?

Одним из самых важных шагов во время выбора бизнеса по франшизе является определение области деятельности. Эксперты в этой области настоятельно рекомендуют выбирать нишу, где у вас есть знания и интересы, особенно если вы начинаете свое первое предприятие. Например, если вы никогда не работали с компьютерами, не стоит выбирать франшизу в магазине компьютерной техники. Если вы следите за трендами моды, выбирайте франшизы в области одежды и аксессуаров. Если вы заинтересованы в экономике, выберите франшизы кредитных организаций, чтобы использовать свои знания.

Кроме того, если речь идет о бизнесе по франшизе, обязательно следует учитывать финансовые возможности. Все франшизы имеют разную стоимость, и некоторые из них требуют большого финансового вложения. Например, франшизы ресторанов, отелей, гипермаркетов и фитнес-центров являются самыми дорогими, в то время как розничные магазины могут быть заметно дешевле. Перед тем, как выбрать конкретное направление, обязательно оцените свои финансовые возможности и возможный доход от бизнеса.

Один из возможных способов приобретения бизнеса по франшизе - использование личных сбережений. Однако, не у каждого есть достаточно средств для внесения первоначального взноса. Именно поэтому многие предприниматели заявляются в банки за кредитом. Но есть и другие возможности. Например, в качестве инвестора может выступить компания, продавшая франшизу. Все же, этот способ подойдет только для тех, кто уже работает в компании и такой вариант взаимодействия между компанией и сотрудниками является распространенным. Работник может быть назначен директором филиала и иметь возможность в дальнейшем стать владельцем франшизы.

Если данный вариант не является подходящим, можно рассмотреть другие опции для получения инвестиций. Простое приобретение франшизы и сама известность бренда уже делают шансы на успех довольно высокими: люди гораздо склоннее инвестировать в известные бренды, чем в стартапы, где никому не известен уровень риска.

Как выбрать выгодную франшизу

В настоящее время на рынке существует множество компаний, специализирующихся на продаже франшиз. Если вы собираетесь купить франшизу, то в первую очередь стоит обратиться к самому франчайзеру, нежели к посреднику. Однако не все предложения могут быть квалифицированы как выгодные.

Поэтому важно знать, как определить, что сотрудничество с франчайзером будет приносить доход партнеру. Следующие признаки помогут вам в этом:

  1. Широкая сеть успешных предприятий. Если по выбранной вами франшизе работает множество точек и все они процветают, значит, у компании есть будущее.

  2. Срок работы. Компания-франчайзер должна быть не новичком, а давно окупившимся предприятием, иначе есть риск связаться с компанией, которая терпит крах и продает франшизы для того, чтобы покрыть свои расходы.

  3. Поддержка франчайзи. Важно узнать, какую именно помощь компания готова оказывать покупателю франшизы, и не доверять словам – все меры поддержки должны быть зафиксированы в договоре.

  4. Бизнес-план. Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта, а компании-однодневки лишь упирают на предполагаемую выгоду, не предоставляя никаких цифр.

Однако даже самая успешная франшиза не гарантирует, что дела пойдут хорошо – покупатель и сам должен приложить некоторые усилия. Именно поэтому перед покупкой франшизы важно изучить рынок, на котором вы собираетесь работать. Проанализируйте спрос на выбранные вами товары и услуги, количество конкурентов, их расценки и уровень сервиса.

Какие следующие шаги необходимо сделать при выборе франшизы?

Когда риски и выгоды были рассмотрены и выбрана подходящая франшиза, есть еще несколько этапов, которые необходимо пройти, прежде чем открыть свое дело.

Актуализация бизнес-плана: что нужно знать франчайзи

Франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному и успешному сотрудничеству, предоставляют своим франчайзи бизнес-планы. В них содержится полный прогноз продаж и прибыли, а также детальное описание затрат на организацию сбыта товаров и накладных расходов, а также смету требуемых капиталовложений.

Однако, бизнес-планы стандартные и не всегда учитывают местные условия и специфику региона. Поэтому, франчайзи должны провести актуализацию бизнес-плана, чтобы он лучше соответствовал определенной точке или городу.

При выборе помещения и ремонте перед арендой, а также при найме персонала для работы в своей франшизе следует ознакомиться с потребностями продавца. Многие компании ограничивают площадь, местоположение, дизайн помещения, состав персонала и другие важные моменты. Некоторые франчайзеры готовы оказать помощь в выборе помещения и переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Серьезные компании организуют обучение персонала, предоставляют услуги мерчендайзеров и даже помогают с организацией торжественного открытия торговой точки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *