02.06.2023

Дорогая моя берегиня

В пору своего деревенского детства я была одета и обута, как многие местные ребятишки: весной и осенью носила телогрейку (бабушка называла ее «кухвайкой») да резиновые сапоги,

Продолжение. Начало в NN 55, 58.

В пору своего деревенского детства я была одета и обута, как многие местные ребятишки: весной и осенью носила телогрейку (бабушка называла ее «кухвайкой») да резиновые сапоги, а зимой — шубейку и валенки.

Валенки я не любила: они были грубыми и неудобными, да к тому же такими, как у всех — черными. Они были фабричными, быстро протирались на пятках, и я латала их за зиму по нескольку раз. А на полатях в кухне хранились бабушкины валенки, которые не давали мне покоя. Бабушка носила их только по праздникам, и когда ходила в гости. Мне казалось, что они пролеживают зря.

Валенки эти были необыкновенно мягкими, удобными и очень подходили мне по размеру (я не раз, забравшись на полати, тайком примеряла их), но главное — они были белыми! Их когда-то привез бабушке в подарок ее родственник -пимокат из деревни Спириха. Она их берегла, в отличие от меня, на которой все «горело и дымилось».

Я подбиралась к валенкам, как та лиса к винограду из басни, и никак не могла придумать повод, как бы выпросить их у бабушки, чтобы надеть хоть разок! И вот, наконец, блестящий повод представился.

Я училась в восьмом классе и считалась старшеклассницей — Eрмаковская школа была тогда восьмилетней. Близился Новый год и -о, счастье! — нам, старшеклассникам, разрешили устроить настоящий новогодний бал, да не где-нибудь, а у елки в сельском клубе. Я частенько бегала в этот странный и нелепый деревенский клуб, похожий на длинный сарай, — то в кино, то в библиотеку за книжками. Там проходили колхозные собрания и школьные линейки, концерты местной художественной самодеятельности и заезжих артистов, ну и танцы для взрослых по выходным. Но тут предстоял бал. Первый бал в жизни!

Я мчалась с этой новостью из школы домой, представляя, как буду вальсировать в белых бабушкиных валенках по залу вокруг елки вместе с Зойкой Горбуновой, и как мне будут завидовать девчонки.

Прямо с порога, чуть отдышавшись, я выпалила:

— Бабушка, милая! У меня будет новогодний бал! Дашь мне свои белые валенки?

Бабушка стояла у стола — заводила квашню на хлеб. Обернувшись, она спросила:

— Снегуркой, что ли, будешь на елке?

— Да нет же, нет! Никакой не снегуркой! Я буду в них там, на елке, тан-це-вать!

— Не дам, — немного помолчав, спокойно ответила бабушка, и, переходя на белорусский, сказала: -Бач, чаго удумала! Я гэтыя валёнк для всенощных берагу, а яна — на танцы! Да куды — у клуб! На тым месцы, дзе той клуб, раней царква стаяла, там Богу малшюя, а цяпер танцы развял1, грэшыкк Валёнк ска-каць не дам. А хочаш там танца-ваць — щз1 у сва1х, у чорных с заплатками. Падай мне лепш з палиц1 начовки — бачыш, я хлеб заводжу…

Я стащила с полки ее ночовки -деревянное долбленое корытце для замеса теста, грохнула его на стол и уставилась на бабушку в упор.

— Сказала ж табе — не дам, -ответила бабушка, глянув на меня.

И опять занялась тестом.

Я не ожидала. Рассердившись на бабушку, опрометью кинулась вон из хаты, громко хлопнув дверью, и уже в сенях услышала вослед:

— Бяжы, бяжы у прочки, астынь трохП Можа, i танцаваць перахочаш…

Не знала я тогда, что прежде, в пору ее далекой молодости, на месте этого клуба стояла церковь, построенная ее отцом Харитоном Мельниковым вместе с другими переселенцами в 1912 году и названная именем Николая Святителя — так же, как звалась она на их далекой родине в Беларуси. Церковь, в которой в январе 1917 года баба Ганна обвенчалась с моим дедом Семеном Новиковым. Церковь, где крестили потом всех ее детей, и последней — мою маму, родившуюся в 1933. Церковь, где на клиросе пели ее старшие дочери Прасковья и Татьяна. Церковь, что была поругана и обезглавлена комсомольцами-добровольцами в тридцать седьмом и разрушена до основания в середине пятидесятых годов…

Обо всем этом я узнаю спустя полвека, когда займусь изучением истории своего рода. Но тогда, в начале семидесятых, в деревне о церкви редко кто говорил. Это было время, когда у каждого была своя вера: у стариков — в Бога, у молодежи — в коммунизм. И колхоз наш, до которого в распутицу из-за отсутствия дорог добраться было нелегко (как, впрочем, и сейчас), носил в те годы гордое название «К победе коммунизма».

Коммунизм так и не построили, а к вере дорогу забыли надолго…

Баба Ганна была большой аккуратисткой. Хоть и не велик был ее дом, но все в нем содержалось в идеальном порядке. «У Ганночки даже куклы босыя ходют по полу в хате…» — не раз слышала я это от соседей: так чисто было в ее доме. Да и сама она была невероятно опрятной.

Много раз я наблюдала, как каждое утро она выполняла один и тот же обряд приведения в порядок своих длинных волос. Это был ритуал с долгим расчесыванием волос, плетением их в две косы и укладыванием их в корзиночку на шее или короной. Поверх волос, идеально разобранных на прямой пробор, бабушка всегда надевала чистый чепец, который с вечера выбирала в своем сундуке для следующего дня. Но и это было не все. Обязательным атрибутом ее повседневной одежды были два простых ситцевых фартука: один для готовки, второй для работы на огороде. А были еще и фартуки праздничные, с вышивкой по тонкому льну или по «калинкору», как говорила баба Ганна. В ее, казалось, бездонном сундуке, к которому я не раз подбиралась, этого богатства — фартуков и чепцов — как, впрочем, и много чего еще любопытного для меня, двенадцатилетней девчонки, хранилось множество.

Летом, когда уже вовсю припекало солнышко, бабушка, выбрав день, доверяла мне нести в город-чик ее сундуковые богатства и развешивать их для проветривания и просушки на бельевых веревках, натянутых над грядками. И я вспоминаю сейчас, как на целый день наш огородик тогда превращался в яркие театральные декорации.

Ах, чего только не было там, в том ее сундуке!..

Я звала ее Ганной-искусницей -такой она была мастерицей. Закрываю сейчас глаза и вижу, как полощутся над зелеными грядками огурцов, лука и моркови ее нарядные, вышитые гладью наволочки, как плывут, точно закулисы, вышитые крестом льняные домотканные рушники-обыденники и праздничные, яркие рушники-набожники… Как летят по ветру, словно птицы, белоснежные подзоры с тонко вывязанным кружевом по краю… Eе красочные и легкие лоскутные одеяла можно было разглядывать часами. А уж ее наряды… Они, эти наряды, меня завораживали: тонкие юбки (сподницы) изо льна — летники, и зимние, шерстяные — андараки, ее белоснежные из тонкого льна нижние рубахи, расшитые по подолу и краям рукавов красной нитью тонким белорусским узором… Я наряжалась в них, в эти бабушкины юбки и блузки, а на голову поверх чепца, надеть который мне помогала бабушка, наматывала наметку — длинный узкий кусок льняного полотна, украшенный по краям и в середине белорусским орнаментом. Я казалась себе такой невероятной красавицей в бабушкином наряде и в наметке, что могла без устали дефилировать в калошах между грядок гороха с бобами и цветущего мака и распевать песни. Жаль только, зрителей в этом моем театре, кроме бабушки, никого больше не было.

Но показ моды и концерт заканчивался, как только садилось солнце. Собирая с веревок праздник, мы несли его в дом, и аккуратно, «пластичками» — как приговаривала бабушка, укладывали в сундук до следующего лета или праздника.

Как-то раз, — мне было лет тринадцать, то есть уже прошел год, как я жила у бабушки, — заметала в кладовке рассыпанную из ларя муку и вдруг увидела висящие в углу старые охотничьи лыжи, которых прежде не замечала. Притащив их в кухню, спросила бабушку, чьи они.

— Дедовы, — ответила бабушка, вздохнув. — На охоту в них ходил. Иди-ка, повесь на место, пусть висят там, где он их оставил.

Лыжи вернулись на место, но от бабы Ганны с расспросами я не отстала.

Я ничего не знала ни о бабушкиной юности, ни о деде Семене, ни о том, что с ним сталось. И, конечно, же, меня волновал извечный вопрос: а любила ли она его, своего Семку? Я была уже в том возрасте, когда меня начинала интересовать эта тема.

Бабушка неохотно рассказывала о своей жизни. Не любила говорить о себе. Я же не отставала и все напирала: расскажи да расскажи про любовь. Наконец она смилостивилась:

— Любила — не любила… Не знали мы таво слова. А вот что жалела его, так это да. Он скорый был, мой Семка. Чуть я печь затоплю, а он уж за удочку, да на речку, наловит ведерко рыбки к завтраку. А зимой, чуть что, так на лыжи эти и за зайцами, в лес…

Я сердилась на бабушку: ей — про любовь, а она — про зайцев с рыбой. И так замучила ее вопросами, что она вдруг, отложив веретено, сказала: «Ладно, расскажу. Была у меня синпатия — Гриша Босяков. Дружили мы с ним, еще до германской. На вячорки ходили вместе, а уж танцевали как! Первой парой были, в лявонихе, а уж в кадрили… Эх, и плясали ж мы с ним…»

Я поразилась перемене в ее лице: оно светилось! И баба Ганна, отбросив веретено, вскочила с лавки, на которой сидела за прялкой, схватила ухват, стоящий у печки, начала пристукивать им, и махнула мне рукой, предлагая хлопать ей в такт. Она плясала кадриль, кружилась по кухне так задорно, так молодо, что я не верила своим глазам. Больше такой веселой и счастливой никогда ее не видела.

И я поняла, что этот Гриша был с нею рядом сейчас, в этом танце, и что вот она — любовь — кружила их по кухне…

Немного отдышавшись и успокоившись, бабушка закончила свой рассказ.

Осенью 1913-го года заговорили в деревне о сватовстве. И вот день, которого она ждала, наступил. Но…

Но лучше бы он не наступал. Потому что за Гришу сосватали не ее, Ганну, а старшую ее сестру — Акулину. Так было заведено в те времена, что неприлично было младшей сестре выходить замуж раньше старшей, незамужней.

Отец их, Харитон Мельников, был, видать, человеком крутого нрава, нарушать сложившиеся правила не хотел, и сказал сватам: «Хотите с нами породниться, берите за Гришу Акулину, а то она в девках засиделась. А Ганну я поперед Акульки не отдам, — молода еще, найдется ей жених. Эта точно не засидится».

Так не случилось бабушкино счастье с Гришей Босяковым: замуж за него пошла Акулина.

Эту историю я еще раз услышала совсем недавно: ею поделилась со мной в Eрмаках одна из дочерей Акулины и Григория — Зинаида Григорьевна Босякова, моя двоюродная тетя, и я, с ее разрешения, пересказываю ту историю вам.

Свадьбу Григория и Акулины сыграли 26 января 1914 года. Венчал их в Eрмаковской Никольской церкви молодой священник Георгий Якушин, а поручителем по невесте выступил учитель школы Димитрий Ожгибесов. Я нашла метрическую запись об этом бракосочетании в книге Eрмаковской церкви и вспомнила тогда и бабушкину кадриль, и ее счастливое лицо… А летом 1914 года началась Первая мировая война, и пошли ермаковские мужики и хлопцы во солдатики.

Григорий Босяков тоже ушел на войну, где был ранен осенью 1915-го. (Об этом я узнала недавно благодаря интернету, отыскав его имя на сайте «Памяти героев Великой войны 1914-1918 гг.») Увечным, но живым, он вернулся домой, и радовалась этому Акулина, радовалась Ганна.

Не знаю, как жили они, сестры, рядом, в одной деревне, и были ли они счастливы в своих семьях. Или жили по пословице, стерпится — слюбится? Не знаю. Но жили.

А баба Ганна моя еще три года ходила в девках, пока не согласилась пойти замуж за Семена Новикова, деревенского щеголя и гармониста. Может, отстрадала по своему Грише, а может, выбирать было не из кого: Первая Мировая унесла немало жизней. Пошла за Семена, которого знала с детства, еще с Беларуси.

Свадьбу Ганны и Семена Новиковых сыграли 22 января 1917 года, но венчал их в Eрмаковской Никольской церкви уже другой священник — Николай Николаевич Пельц.

Бог послал моим бабе Ганне и деду Семену десять детей. Было у них шесть дочек и четыре сыночка, да только все сыночки умерли в младенчестве, а дочки выросли да вышли замуж, народив бабе Ганне тринадцать внуков.

Бабушку в деревне звали Ган-ной Сёмчихой, а ее дочерей — девки Сёмковы.

В 1928 году дед Семен отделился от большого семейства своего отца и переселился из деревни за речку. Там он вырыл землянку и перевез в нее свою Ган-ну и пятерых дочерей. (Белорусам к землянкам было не привыкать: с них они начинали свою жизнь в Сибири.) Через год, в 1929-м, дед поставил дом, в котором в августе 1933 года родилась моя мама.

Вскоре по соседству с Семеном поселился с семьей его старший брат Петр, позже рядом осели семьи их младших сестер Eвфимии Чекановой и Марьи Воробьевой. Чуть подале от них построились и старшие сестры деда Семена Прасковья Щербакова и Татьяна Цитрикова. И вышла в той заречной части Eрмаков, что звалась Салыповкой, целая улица, на которой расселились мои многочисленные представители рода Новиковых.

Вот в том самом доме, построенном моим дедом Семеном, недолгих пять лет довелось пожить и мне.

Продолжение следует.

Последние новости

Оборот розничной торговли в Тюменской области превысил 151 млрд рублей

| Фото: Сергей Елесин, ИА "Тюменская линия" 151 млрд 363,2 млн рублей составил оборот розничной торговли в Тюменской области в первом квартале 2024 года.

Тюменцам рассказали, как облегчить симптомы аллергии на цветение

Для начала, советуют закрывать окна дома, в автомобиле и на работе Специалисты из Роспотребнадзора по Тюменской области рассказали, как облегчить симптомы аллергии на цветение.

Врачи рассказали тюменцам, как облегчить симптомы сезонной аллергии

Для облегчения симптомов сезонной аллергии нужно часто принимать душ Врачи рассказали тюменцам, как облегчить симптомы сезонной аллергии.

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *