Муниципальный транспорт, образование и «свободный рынок»
Я живу в Сургуте. В одном конце города у нас находятся корпуса Сургутского педуниверситета (далее СурГПУ), а в другом два больших общежития – для студентов и преподавателей СурГПУ и СурГУ.
Я живу в Сургуте. В одном конце города у нас находятся корпуса Сургутского педуниверситета (далее СурГПУ), а в другом два больших общежития – для студентов и преподавателей СурГПУ и СурГУ. Я живу в квартире в общежитии для преподавателей. Недавно моя жена должна была принимать приёмные экзамены на заочное отделение в СурГПУ. С утра ей стало не очень хорошо, и она попросила меня съездить с ней на такси до корпуса СурГПУ. Назад я решил возвращаться на автобусе. И тут обнаружилось, что после реформы маршрутов муниципальных автобусов, проведённой 20 мая 2023 года, прямые рейсы между двумя точками – остановкой «Исток» на улице 30 лет Победы, где находятся общежития, и ул. Артёма, где расположено большинство корпусов СурГПУ, – просто отсутствуют. Ладно, мы преподаватели, получающие на двоих с женой сто и более тысяч в месяц, как-то найдём двести-триста рублей на такси, а как быть студентам, особенно зимой, когда морозы у нас часто ниже -40?! А ведь если задуматься, в этой маленькой транспортной реформе проявляется вся сущность буржуазного «свободного рынка». Вспомните, как в конце 1980-х нам все уши прожужжали о том, что невидимая рука рынка всё исправит… Всё больше убеждаюсь, что главный секрет успеха на рынке в том, чтобы, с помощью полулживой рекламы ли, с помощью административного ресурса или как-то по-другому, навязать потребителю товары и услуги, в которых он не нуждается.
Кто-то скажет, что вот сквалыга из-за двухсот рублей целую статью написал… Но ведь такое происходит постоянно, и часто речь идёт не о двухстах рублях. Приведу пару примеров. В 2018 году я решил, что моей десятилетней дочери, которая уже тогда, переходя в 5 класс, хотела стать математиком, не помешает поступить в художественную школу для развития пространственного воображения и эстетического чувства. Сам я окончил художественную школу и художественное училище (в последнем учился параллельно с обучением на истфаке Томского госуниверситета) и не жалею, хотя по художественной специальности работал только год, а по исторической – всю остальную жизнь. С поступлением в художественную школу у меня не было никаких проблем. Оплата была в размере 15 рублей в год, что для моих родителей, получавших в месяц 700-800 рублей на двоих, вообще никаких трудностей не представляло. Но тут оказалось, что дочь должна сдать экзамен по композиции, где десятилетним детям предложили сделать рисунок, посвящённый работе врачей, в котором должно было быть не менее двух человеческих фигур. Позднее я поинтересовался у коллег, преподающих рисунок и живопись дизайнерам, на каком уровне на вступительных экзаменах предполагается рисунок человеческой фигуры. Мне сказали, что на уровне поступления в художественный вуз. Так зачем нужно было такое явное завышение требований к десятилетним детям? Ларчик просто открывался: при школе существовали платные курсы для поступающих, кто на них учился, тот потом обычно и поступал.
А вот совсем свежий пример с куда более серьёзными суммами и ставками. Этой весной мы с дочерью решили, что ей для поступления на физмат какого-то достаточно серьёзного вуза (на примете у нас МГУ, НГУ, ТГУ, ТГПУ, ТОГУ, НГТУ) надо поучиться, как минимум, в летней физматшколе при Новосибирском госуниверситете (здесь и далее СУНЦ), а лучше остаться учиться в этой школе на два года – в 10-11 классах. Поступление в летнюю школу – удовольствие не из дешёвых. Нужна куча справок, помимо билетов до Новосибирска пришлось также оплатить недельное проживание в гостинице рядом с НГУ, да ещё 12 тыс. за сами экзамены. Экзаменов было два, по математике и физике, плюс два собеседования после экзаменов. При этом сами задания значительно превышали школьный уровень: это были олимпиадные задачи с элементами тех тем, что проходят уже на первом курсе физмата. Опять вопрос – зачем? А дело в том, что набравшие необходимое количество баллов за дальнейшее обучение в летней школе СУНЦ платили 45 тыс., а кто не набрал – 77 тыс. рублей. Вот так и выжимают деньги из потребителей за новые услуги с использованием административного ресурса, будь то ресурс директора художественной школы или городского муниципалитета.
Бахитов С. Б., к.и.н., доцент, г. Сургут
Последние новости
Почему профилактика дешевле, чем капитальный ремонт?
Разбираем, как регулярное обслуживание оборудования экономит деньги, время и нервы, а не уводит ресурсы в никуда.
Тюменцам предоставили пошаговую инструкцию по весеннему уходу за клубникой
Публикуем советы специалистов Россельхозцентра по региону Тюменцам предоставили пошаговую инструкцию по весеннему уходу за клубникой.
В Тобольском районе начались полеты в труднодоступные районы
В Тобольском районе начались полеты в труднодоступные районы Тюменской области.
Глава Тобольска проинспектировал состояние города после зимы
Глава Тобольска Петр Вагин вместе с коллегами и руководителями подрядных организаций совершили инспекционную поездку по городу, чтобы оценить состояние Тобольска после зимы,