Многодетная мать
Мать, мама, мамочка – называем мы женщину, давшую нам жизнь.
Какое гордое призвание --
Давать другим образование.
Мать, мама, мамочка – называем мы женщину, давшую нам жизнь.
Она начало всех начал. Она отдаёт своё материнское сердце детям, внушает свои вечные истины о добре и зле, всю жизнь ведёт кропотливую незаметную для глаз работу над созданием человека. Любая мать может сказать, сколько у неё внуков, внучек, где они живут и трудятся.
Детей у этой женщины столько, сколько нет ни у одной матери и, несмотря на это, её никто не назвал мамой.
Все письма, открытки, телефонные разговоры, приветствия при встрече начинались или «Дорогая», или « Милая Евдокия Андреевна!» А дальше -- откровенное повествование о своих радостях и печалях, которые своей матери не всегда расскажешь. Узнав о её здоровье, посылали рецепты, лекарства, посылки - только живи, не болей.
Для Евдокии Андреевны, как и для любой, матери, встреча с питомцами – великая радость. К ней шли в любое время, в любую погоду, зная, их всегда ждёт милая, добрая, душевная женщина. Да как к ней не идти? Когда она вместе с родителями переживала все тяготы того далёкого тяжелого времени. Тогда у них была одна общая забота, чтобы каждый ребёнок окончил школу, получил профессию и твёрдо шёл по жизни.
Родители всегда уважительно относились к Евдокии Андреевне, видели в ней старшего друга, хотя по возрасту могли назвать её «дочкой». А как ребятишки тянулись к ней, старались учить математику, стыдились идти в школу с невыученными уроками, ведь её уроки -- это не просто уроки математики, это уроки жизни.
Вот что вспоминал бывший ученик Е.А.Лискиной А.В.Давыдов. « Мне посчастливилось учиться у Евдокии Андреевны (1940-1942 гг., 8-9 класс). Именно посчастливилось, поскольку считаю её лучшей учительницей в районе.
Я восхищался, что Евдокия Андреевна всегда отвечала точно и кратко на любой вопрос своих учеников, была самой эрудированной в школьной математике.
На её уроках не было ни секунды «простоя». Класс в постоянном напряжении, каждый решает примеры, высчитывает, находит новые способы решения и т.д.»
Будучи сама исключительно трудолюбивой, сдержанной, она воспитывала это и в своих учениках. Умела без крика нервотрёпки поправить учителя и ученика. К строгой на вид, но простой в общении шли учителя и ученики со своими неудачами и бедами. Для каждого она находила время и добрые слова. Превосходядругих опытом, она никогда не гордилась своими достижениями и качествами, проявляла тактичность и скромность со всеми. Более того, не любила похвал, была весьма самокритична.
Но она могла часами вспоминать и рассказывать о своих питомцах, кто в чём ходил, какой болезнью болели, чем питались, у кого какие были увлечения, с кем дружили. В этих воспоминаниях ей не надо было напрягать память, она знала всех в лицо и поимённо. Её авторитет среди учителей и учеников, как бессменного завуча, был непререкаем. А вот о себе разговор был всегда скуповат. Мы, бывшие её ученики, а в будущем коллеги, знали о ней то, что она единственный учитель с высшим образованием приехала в Викулово после окончания с отличием Омского пединститута в 1938 году. И только в последние годы, находясь на пенсии, навещая её, были приоткрыты несколько страниц из её личной жизни.
Семья Лискиных жила в страшной бедности в центральной России. Изба отапливалась по-чёрному, вместе с людьми жили и овцы, и телёнок. Нужда и безземелье вынудили их искать лучшие места в Сибири.
Так они оказались в Омской области, где их не встретили ни кисельные берега, ни молочные реки. Выручила коммуна да добросовестный труд. В семье белоручек и лентяев не было, к работе приучали с детства. И эту «привычку к труду благородному» пронесла Евдокия Андреевна всю жизнь. Училась в ШКМ (Школа колхозной молодёжи), с детства мечтала сесть за руль трактора. Но к окончанию 7-го класса в районе открыли первый техникум -- педагогический. Но с набором абитуриентов было очень плохо, и потребовалось «натравить» учеников седьмых классов для пополнения в техникум. Желающих не оказалось. И лишь под страхом потерять только что полученные комсомольские билеты двое из них стали студентами пед.техникума. У всех у них было огромное желание и тяга к знаниям, но даже при этом не верилось и не хотелось думать, что придётся учительствовать.
В это время росла страна, создавались такие отрасли промышленности, которых до этого не было. Появилась авиация, и молодёжь стремилась стать крылатой. Евдокия Андреевна тоже решила стать уже не трактористом, а авиатором. Но придирчивая комиссия не пропустила. Пришлось распрощаться с этой мечтой и продолжать получать знания в педтехникуме. Перед дипломными экзаменами стало известно, техникуму предоставлено право направить одного выпускника в Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького для продолжения образования. Выбор пал на Е.А. Лискину. Но, как она вспоминает, вопреки желаниям хотела или исторический или литературный, а пришлось идти на физмат (других пока не было).
Вот так с 19 августа 1939 г. Евдокия Андреевна стала жителем с 33-м стажем школьной мамой викуловских ребятишек. В этот период самыми трудными годами были годы войны, где поначалу войны она вместе со своими мужчинами – учителями и выпускниками, пройдя на отлично курс «боевого солдата», тоже решила отправиться на фронт. Но было сказано: «Если все уйдут из школы, кто будет учить?» -- и осталась!
А с фронта шли неутешительные вести, появились похоронки. Надо было поддерживать в людях энтузиазм, внушить веру в победу. Евдокия Андреевна с учителями и учениками готовила и ставила большие спектакли, такие как: « Площадь цветов», «Молодая гвардия», «Ревизор» и т.д. Кажется, как-то странно -- математик и режиссёр! Да ещё какой!
А сколько за годы войны было сделано непосильной физической работы: это заготовка дров, уборка урожая на колхозных полях, забота об осиротевших детях, легко ранимых, болезненно восприимчивых к малейшей неприятности.
Евдокия Андреевна создала в коллективе такой микроклимат, когда конфликтные ситуации между учителями и учениками разрешались безболезненно.
Шли нелёгкие годы, менялись ученики, менялась и Евдокия Андреевна, но основное в ней оставалось неизменно - это огромное трудолюбие, высокое качество ответственности, профессионализм, порядочность, разносторонний интерес ко всему и главное – любовь к детям. И уже находясь на пенсии, она вела общественную работу в районной газете «Красная звезда», была депутатом сельского совета. Вела огромную переписку с учениками, встречала их, прилетевших или приехавших на день или два с Дальнего Востока, Подмосковья, с Волги, из Средней Азии и т.д. Её «семья» по всей стране размётана и вряд ли сумела бы собраться за одни столом, чтобы тысячеголосым хором сказать ей «Спасибо, дорогая Евдокия Андреевна».
Когда ей задавали вопрос:
- Любила ли она свою работу?
- С восторгом и восхищением никогда не отзывалась о ней. Но относилась с полной ответственностью, отдавая работе все свои силы и знания, и добивалась некоторых успехов, много внимания уделяла воспитательной работе. Всё это окупалось тем, что наши выпускники, как правило, в учебных заведениях и на работе оказались хорошими специалистами и деятельными общественниками.
- Трудна ли профессия учителя?
- Конечно! Но не труднее многих других.
- Почётная?
- Да, как и другая любая, но не особенная. Разве не почётен труд врача, шофёра, токаря, хлеборода и т.д.? Но все они проходят через школу, через руки учителя. Если вы хотите или решили стать учителем, готовьте себя к этому со всей тщательностью, воспитывайте в себе трудолюбие, не допускайте пробелов в знаниях. Упорным трудом можно достичь многого. Учитесь и без страха приступайте к работе.
Да, вся трудовая жизнь Евдокии Андреевны - это жизнь для народа, труд – для просвещения.
Она награждена за безупречную и многолетнюю педагогическую деятельность медалями: « За трудовое отличие», «За доблестный труд в годы ВОВ», значком «Отличник просвещения».
Школа дала нам незабываемого много, но главное в ней - учитель, который своим трудом формирует самого человека к той жизни, в которой есть и трудности, и радости, и святой долг перед Родиной.
Автор: Александра Герасёва, Номер: 67 | Архив номеров Источник: Красная звездаПоследние новости
Как работают поликлиники и больницы Тюменской области в новогодние праздники
Амбулаторная помощь взрослым и детям будет оказываться с 29 по 31 декабря Фото: Информационный центр правительства Тюменской области.
В Тюмени благодаря гранту губернатора запустили социальный проект для незрячих массажистов
В Тюмени запустили профориентационный проект "Дело в наших руках". Он призван помочь незрячим и слабовидящим массажистам.
В среду в Тюмени снега не ожидается
Температура воздуха в ночное время составит до -10 градусов. Завтра днем температура воздуха составит -5 -6 градусов.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения